Понедельник, 25.09.2017
бИОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ
Меню сайта
Наш опрос
Какие мультфильмы Вам больше нравятся?
Всего ответов: 36
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Сказка №19

 

За ужином Тимоша ел так быстро, что не успевал проглатывать, и каша то и дело вываливалась у него изо рта. При этом он с заговорщицким видом толкал под столом брата. У того в конце концов разболелась нога, и вскочил синяк. Маме даже пришлось сделать замечание младшему сыну:

– Тимоша, если ты не прекратишь вести себя как поросенок, то после ужина будешь убирать комнату и мыть посуду.

Угроза подействовала. Мыть посуду вместо того, чтобы собирать биоробота! Об этом даже думать не хотелось. Тимоша сразу закрыл поплотнее рот и до конца ужина старательно следил, чтобы на стол не упало ни крошки.
Митя тоже спешил. Даже за едой он все время обдумывал план дальнейших действий. Он быстро допил молоко, сунул в рот последний кусок булки и, дожевывая на ходу, сказал:

– Спасибо, мамочка. Ты сегодня замечательно заварила чай и испекла вкусное печенье.

Мама озадаченно посмотрела на стол, где ни чая, ни печенья не было, потом на сына, но его уже не было рядом. Он сидел на полу рядом с Тимошей и трудился над созданием робота. Мама вздохнула, покачала головой и стала собирать тарелки одна. Она поняла, что у ее детей слишком важные дела по сравнению с грязной посудой.

Митя продолжал сборку.

– Теперь мы займемся мышцами. Без мышц робот не сможет двигаться.
Тимоша, тут же нашел пакет с надписью «Мышцы», открыл его, заглянул внутрь и сообщил огорченно:

– Нас обманули. Никаких мышей здесь нет.

– Что ты, Тимоша! Какие мыши! Там должны быть мышцы, такие длинные и состоят из многих-многих волосков. Они похожи на мотки с пряжей.

– Точно! Есть! – обрадовался Тимоша и вытащил несколько прядей. – Вот это и есть мышцы?

– Да, но они сделаны из другой ткани, из мышечной. У клеток мышечной ткани есть такие свойства, которых у других тканей нет. Они могут становиться то длиннее, то короче. Научно говоря, они могут сокращаться. Когда мышца сокращается, она работает. И мы работаем, если работают мышцы. А для того, чтобы мышцы работали, им нужна энергия, которая находится в молекулах АТФ.

– А, это наши знакомые, двухголовые с хвостами! – вспомнил Тимоша. – Мы их в амебе видели. Так эти батарейки и в нас тоже есть?

– Конечно. Природа свои ценные изобретения везде использует.

Митя присоединил концы мышцы к плечу и к локтю. Потом легонько дотронулся до нее. Мышца сделалась толще, короче и потянула за собой плечевую кость. Рука поднялась.

Тимоше понравилось, как работает мышца, и он попросил:

– Можно я тоже какую-нибудь мышцу прикреплю?

– Попробуй, – разрешил Митя, – только осторожно.

– Ладно, – затаив дыхание, отвечал Тимоша. – Я буду очень-очень осторожен.

Мышц было много: для рук, для ног, для спины, для шеи, для живота. Даже на лицо пришлось прикрепить много очень мелких мышц.

– На лицо-то зачем? – удивлялся Тимоша. – Разве лицом двигаются?

– А как же! Улыбаются, чихают, морщатся – этого без мышц нельзя сделать. Ни одного движения без мышц не бывает.

Наконец пакет с мышцами опустел. Мальчики отошли в сторону, чтобы полюбоваться своей работой.

– Ну как? – спросил Митя. – Нравится?

– Уже на что-то похоже, – одобрительно отозвался Тимоша, только он какой-то мясной получается.

– Что значит – «мясной», – недовольно спросил Умный Митя. Он очень гордился своим биологическим роботом и был согласен только на похвалы.

– У него такой вид, будто он из мяса сделан, – пояснил Тимоша, сморщив нос.

Картинка 20: мышцы.

– Так это и есть мясо! – засмеялся Митя. – Когда мы едим мясо, мы едим мышцы. Разве ты не замечал, что мясо состоит из тоненьких волосков – мышечных волокон? И мы такие же мышцы прикрепили к нашему роботу.

– Вот уж не думал, – расстроился Тимоша, – что я у каких-то зверей мышцы съедаю. Им больно, наверное, когда им мышцы отрезают.

Митя поспешил отвлечь малыша от грустных размышлений:

– Давай-ка теперь нервную систему наденем.

Они очень осторожно раскрыли сверток с надписью «нервная система». Там лежала тонкая-тонкая сеть. Ее нужно было надеть на робота, не повредив ни одной ниточки. А ведь некоторые ниточки этой сети были тоньше волоса. Мальчики долго возились, сопели от старания – так они боялись неправильно выполнить эту трудную работу. Одни концы сеточки нужно было прикрепить к головному мозгу, другие – к спинному, и перепутать было нельзя. Часть работы пришлось отложить на завтра, потому что вечер наступил слишком быстро, и мама, несмотря на просьбы и уговоры, отправила мальчиков спать.

Только на следующий день ответственная работа была закончена. Мальчики почувствовали себя усталыми. У них даже руки немножко дрожали от долгой напряженной работы. Но из Тимоши продолжали сыпаться вопросы:

– Митя, а что такое нервная система? А из чего она сделана? А для чего эта сеть? А почему мы все ниточки прикрепляли к мозгу?..

Дождавшись паузы между Тимошиными вопросами, Митя начал отвечать.

– Нервная система состоит из нервов. Ты знаешь, что такое нервы?

– Знаю, это такие штуки, которые болят. Очень вредные. Если бы их не было, ничего не болело бы.

– Думаешь, хорошо было бы?

– Конечно! Упал, например, и ни капельки не больно.

– Ну-ну, Весь разбился – и не заметил бы. Помнишь, мы читали такую сказку у Джанни Родари. Один мальчик был очень рассеянным. Он пошел гулять и стал все терять: уши, нос, руки, ноги... Все потерял, потому что у него нервов не было. А были бы нервы, он ничего не потерял бы. Только стало бы, к примеру, ухо отваливаться, нервы сразу закричали бы: «Караул!» Мальчик за это ухо схватился бы и побежал к доктору: «Пришейте, пожалуйста, покрепче, а то больно!» И все было бы в порядке. Вот и ты, скажем, бежишь, падаешь и разбиваешь колено. А нервы тут же сигнал дают: «Опасность! Могут попасть микробы. Нужно полечиться и ходить осторожно».

Тимоша задумался:

– Значит, и от нервов есть польза. А я думал – одни неприятности. Но вот сейчас я сижу спокойно, ни обо что не разбиваюсь. Что мои нервы делают? Спят? Им же не надо сейчас кричать «больно! больно!»

– Нервы не только кричат о боли. Нервы сообщают обо всем, что происходит внутри организма и вокруг него.

– Кому? Мне что ли? – засмеялся Тимоша. – Никто мне ничего не сообщает.

– Нервы сообщают все самому главному нерву – мозгу. Знаешь, где он находится?

– Знаю, знаю, – махнул рукой Тимоша. – В голове. Я им думаю.

– Зрительные нервы передают в мозг то, что видят глаза. То, что ты слышишь, – несут в мозг слуховые нервы, – объяснял Митя. – Где жарко, холодно, больно, щекотно. Про острое, неудобное, удобное, мокрое, сухое... Когда чешется, давит, щиплет – про все это сообщают нервы.

– А как они это делают? – задумчиво произнес Тимоша. – Например, уколю я пальчик, нерв об этом сразу узнает?

– Да, ведь он как раз в пальчике сидит.

– Ну и что, он бежит к мозгу говорить, что пальчику больно? Телеграмму посылает? Или по телефону звонит?

Митя покачал головой:

– Ты прекрасно знаешь, что внутри нас нет ни почты, ни телефона. Позвонить мозгу нельзя, послать письмо или телеграмму – тоже. Зато ты видел, что нервная система похожа на сеть, сплетенную из ниточек-нервов. Кончики этих нитей чувствуют тепло, боль, щекотку и все остальное. Ниточка тянется к самому мозгу и передает туда сигнал: «Чувствую боль, щекотку, тепло!» А от мозга отходит другая ниточка-нерв. Она идет в мышцу. Услышит мозг команду «щекотно» – командует: «смеяться». А скажут мозгу нервы: «тепло, приятно», мозг разрешает: «погрейтесь, отдохните». Это устройство называется рефлекторной дугой.

Митя взял карандаш и нарисовал:



Один нерв шлет сигнал мозгу, а от мозга к мышце команда идет по другому нерву. Вот что такое рефлекс.

– Значит рефлекс – такая штука, чтобы не думать? Мозг сам соображает, какую мышцу дергать, правильно? – спросил Тимоша тоном прилежного ученика.

– Когда мозг все соображает без тебя, это называется безусловным рефлексом. Например, сидишь ты в темной комнате, вдруг я включаю свет. Как ты думаешь, зажмуришься ты или нет?

– Тут сначала зажмуришься, а потом подумаешь, кто свет включил и зачем, – засмеялся Тимоша.

– Вот-вот, – обрадовался Митя, – это и называется безусловным рефлексом. Но бывают еще и условные рефлексы...

Митя принялся чесать затылок. Это был знак, что он о чем-то задумался.

– Митя, зачем ты в затылке чешешь? – заботливо спросил Тимоша.

Брат опустил руку и смущенно признался:

– Рефлекс такой – как задумаюсь, так начинаю затылок чесать.

– Рефлекс? – удивился Тимоша. – Настоящий?

– А что тут удивительного?

– Оказывается рефлекс прямо у тебя в затылке сидит! Митя засмеялся Тимошиным рассуждениям и продолжил рассказ про условные рефлексы.
– Допустим, тебе нужно завтра рано вставать. Ты перед сном поставишь будильник. Утром он зазвонит, ты вскочишь, подумаешь спросонья: «Что это спать мешает?» Потом соображаешь: «А, это будильник! Я его вчера заводил. Значит, пора вставать». А если ты каждый день по будильнику вставать будешь, то привыкнешь и без звонка в это время просыпаться.

– Получается, что будильник меня будет дрессировать, как обезьянку, – обрадовался Тимоша.

– Получается так, – согласился Митя. – Когда детей учат или воспитывают, всегда условные рефлексы вырабатывают.

– А у взрослых можно выработать условные рефлексы?

– Конечно, можно.

– Надо у мамы такой условный рефлекс выработать: только я попрошу, она мне сразу конфетку даст, – сказал Тимоша, вставая. – Пойду, попробую ее подрессировать.


Надеюсь Вам понравились необычные приключения Мити и Тимоши.

Главные герои нуждаются в Вашей помощи. Помогите им, пополните один из указанных кошельков web-money для дальнейшего развития проекта.

E170200422086 (Митя)

Z386424629549 (Тимоша)

R441766159714 (Администрация сайта)

СПАСИБО!!!
Поиск
Реклама
Get Adobe Flash player
Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz