Сказка
№19
За ужином Тимоша ел так быстро, что не успевал
проглатывать, и каша то и дело вываливалась у него изо рта. При этом он с
заговорщицким видом толкал под столом брата. У того в конце концов разболелась
нога, и вскочил синяк. Маме даже пришлось сделать замечание младшему сыну:
– Тимоша, если ты не прекратишь вести себя как поросенок,
то после ужина будешь убирать комнату и мыть посуду.
Угроза подействовала. Мыть посуду вместо того, чтобы
собирать биоробота! Об этом даже думать не хотелось. Тимоша сразу закрыл
поплотнее рот и до конца ужина старательно следил, чтобы на стол не упало ни
крошки.
Митя тоже спешил. Даже за едой он все время обдумывал план дальнейших действий.
Он быстро допил молоко, сунул в рот последний кусок булки и, дожевывая на ходу,
сказал:
– Спасибо, мамочка. Ты сегодня замечательно заварила
чай и испекла вкусное печенье.
Мама озадаченно посмотрела на стол, где ни чая, ни
печенья не было, потом на сына, но его уже не было рядом. Он сидел на полу
рядом с Тимошей и трудился над созданием робота. Мама вздохнула, покачала
головой и стала собирать тарелки одна. Она поняла, что у ее детей слишком
важные дела по сравнению с грязной посудой.
Митя продолжал сборку.
– Теперь мы займемся мышцами. Без мышц робот не
сможет двигаться.
Тимоша, тут же нашел пакет с надписью «Мышцы», открыл его, заглянул внутрь и
сообщил огорченно:
– Нас обманули. Никаких мышей здесь нет.
– Что ты, Тимоша! Какие мыши! Там должны быть мышцы,
такие длинные и состоят из многих-многих волосков. Они похожи на мотки с
пряжей.
– Точно! Есть! – обрадовался Тимоша и вытащил
несколько прядей. – Вот это и есть мышцы?
– Да, но они сделаны из другой ткани, из мышечной. У
клеток мышечной ткани есть такие свойства, которых у других тканей нет. Они
могут становиться то длиннее, то короче. Научно говоря, они могут сокращаться.
Когда мышца сокращается, она работает. И мы работаем, если работают мышцы. А
для того, чтобы мышцы работали, им нужна энергия, которая находится в молекулах
АТФ.
– А, это наши знакомые, двухголовые с хвостами! –
вспомнил Тимоша. – Мы их в амебе видели. Так эти батарейки и в нас тоже есть?
– Конечно. Природа свои ценные изобретения везде
использует.
Митя присоединил концы мышцы к плечу и к локтю.
Потом легонько дотронулся до нее. Мышца сделалась толще, короче и потянула за
собой плечевую кость. Рука поднялась.
Тимоше понравилось, как работает мышца, и он
попросил:
– Можно я тоже какую-нибудь мышцу прикреплю?
– Попробуй, – разрешил Митя, – только осторожно.
– Ладно, – затаив дыхание, отвечал Тимоша. – Я буду
очень-очень осторожен.
Мышц было много: для рук, для ног, для спины, для
шеи, для живота. Даже на лицо пришлось прикрепить много очень мелких мышц.
– На лицо-то зачем? – удивлялся Тимоша. – Разве
лицом двигаются?
– А как же! Улыбаются, чихают, морщатся – этого без
мышц нельзя сделать. Ни одного движения без мышц не бывает.
Наконец пакет с мышцами опустел. Мальчики отошли в
сторону, чтобы полюбоваться своей работой.
– Ну как? – спросил Митя. – Нравится?
– Уже на что-то похоже, – одобрительно отозвался
Тимоша, только он какой-то мясной получается.
– Что значит – «мясной», – недовольно спросил Умный
Митя. Он очень гордился своим биологическим роботом и был согласен только на
похвалы.
– У него такой вид, будто он из мяса сделан, –
пояснил Тимоша, сморщив нос.
Картинка 20: мышцы.
– Так это и есть мясо! – засмеялся Митя. – Когда мы
едим мясо, мы едим мышцы. Разве ты не замечал, что мясо состоит из тоненьких
волосков – мышечных волокон? И мы такие же мышцы прикрепили к нашему роботу.
– Вот уж не думал, – расстроился Тимоша, – что я у
каких-то зверей мышцы съедаю. Им больно, наверное, когда им мышцы отрезают.
Митя поспешил отвлечь малыша от грустных
размышлений:
– Давай-ка теперь нервную систему наденем.
Они очень осторожно раскрыли сверток с надписью
«нервная система». Там лежала тонкая-тонкая сеть. Ее нужно было надеть на
робота, не повредив ни одной ниточки. А ведь некоторые ниточки этой сети были
тоньше волоса. Мальчики долго возились, сопели от старания – так они боялись
неправильно выполнить эту трудную работу. Одни концы сеточки нужно было
прикрепить к головному мозгу, другие – к спинному, и перепутать было нельзя.
Часть работы пришлось отложить на завтра, потому что вечер наступил слишком
быстро, и мама, несмотря на просьбы и уговоры, отправила мальчиков спать.
Только на следующий день ответственная работа была
закончена. Мальчики почувствовали себя усталыми. У них даже руки немножко
дрожали от долгой напряженной работы. Но из Тимоши продолжали сыпаться вопросы:
– Митя, а что такое нервная система? А из чего она
сделана? А для чего эта сеть? А почему мы все ниточки прикрепляли к мозгу?..
Дождавшись паузы между Тимошиными вопросами, Митя
начал отвечать.
– Нервная система состоит из нервов. Ты знаешь, что
такое нервы?
– Знаю, это такие штуки, которые болят. Очень
вредные. Если бы их не было, ничего не болело бы.
– Думаешь, хорошо было бы?
– Конечно! Упал, например, и ни капельки не больно.
– Ну-ну, Весь разбился – и не заметил бы. Помнишь,
мы читали такую сказку у Джанни Родари. Один мальчик был очень рассеянным. Он
пошел гулять и стал все терять: уши, нос, руки, ноги... Все потерял, потому что
у него нервов не было. А были бы нервы, он ничего не потерял бы. Только стало
бы, к примеру, ухо отваливаться, нервы сразу закричали бы: «Караул!» Мальчик за
это ухо схватился бы и побежал к доктору: «Пришейте, пожалуйста, покрепче, а то
больно!» И все было бы в порядке. Вот и ты, скажем, бежишь, падаешь и
разбиваешь колено. А нервы тут же сигнал дают: «Опасность! Могут попасть
микробы. Нужно полечиться и ходить осторожно».
Тимоша задумался:
– Значит, и от нервов есть польза. А я думал – одни
неприятности. Но вот сейчас я сижу спокойно, ни обо что не разбиваюсь. Что мои
нервы делают? Спят? Им же не надо сейчас кричать «больно! больно!»
– Нервы не только кричат о боли. Нервы сообщают обо
всем, что происходит внутри организма и вокруг него.
– Кому? Мне что ли? – засмеялся Тимоша. – Никто мне
ничего не сообщает.
– Нервы сообщают все самому главному нерву – мозгу.
Знаешь, где он находится?
– Знаю, знаю, – махнул рукой Тимоша. – В голове. Я
им думаю.
– Зрительные нервы передают в мозг то, что видят
глаза. То, что ты слышишь, – несут в мозг слуховые нервы, – объяснял Митя. –
Где жарко, холодно, больно, щекотно. Про острое, неудобное, удобное, мокрое,
сухое... Когда чешется, давит, щиплет – про все это сообщают нервы.
– А как они это делают? – задумчиво произнес Тимоша.
– Например, уколю я пальчик, нерв об этом сразу узнает?
– Да, ведь он как раз в пальчике сидит.
– Ну и что, он бежит к мозгу говорить, что пальчику
больно? Телеграмму посылает? Или по телефону звонит?
Митя покачал головой:
– Ты прекрасно знаешь, что внутри нас нет ни почты,
ни телефона. Позвонить мозгу нельзя, послать письмо или телеграмму – тоже. Зато
ты видел, что нервная система похожа на сеть, сплетенную из ниточек-нервов.
Кончики этих нитей чувствуют тепло, боль, щекотку и все остальное. Ниточка
тянется к самому мозгу и передает туда сигнал: «Чувствую боль, щекотку, тепло!»
А от мозга отходит другая ниточка-нерв. Она идет в мышцу. Услышит мозг команду
«щекотно» – командует: «смеяться». А скажут мозгу нервы: «тепло, приятно», мозг
разрешает: «погрейтесь, отдохните». Это устройство называется рефлекторной
дугой.
Митя взял карандаш и нарисовал: 
Один нерв шлет сигнал мозгу, а от мозга к мышце
команда идет по другому нерву. Вот что такое рефлекс.
– Значит рефлекс – такая штука, чтобы не думать?
Мозг сам соображает, какую мышцу дергать, правильно? – спросил Тимоша тоном
прилежного ученика.
– Когда мозг все соображает без тебя, это называется
безусловным рефлексом. Например, сидишь ты в темной комнате, вдруг я включаю
свет. Как ты думаешь, зажмуришься ты или нет?
– Тут сначала зажмуришься, а потом подумаешь, кто
свет включил и зачем, – засмеялся Тимоша.
– Вот-вот, – обрадовался Митя, – это и называется
безусловным рефлексом. Но бывают еще и условные рефлексы...
Митя принялся чесать затылок. Это был знак, что он о
чем-то задумался.
– Митя, зачем ты в затылке чешешь? – заботливо
спросил Тимоша.
Брат опустил руку и смущенно признался:
– Рефлекс такой – как задумаюсь, так начинаю затылок
чесать.
– Рефлекс? – удивился Тимоша. – Настоящий?
– А что тут удивительного?
– Оказывается рефлекс прямо у тебя в затылке сидит!
Митя засмеялся Тимошиным рассуждениям и продолжил рассказ про условные
рефлексы.
– Допустим, тебе нужно завтра рано вставать. Ты перед сном поставишь будильник.
Утром он зазвонит, ты вскочишь, подумаешь спросонья: «Что это спать мешает?»
Потом соображаешь: «А, это будильник! Я его вчера заводил. Значит, пора
вставать». А если ты каждый день по будильнику вставать будешь, то привыкнешь и
без звонка в это время просыпаться.
– Получается, что будильник меня будет дрессировать,
как обезьянку, – обрадовался Тимоша.
– Получается так, – согласился Митя. – Когда детей
учат или воспитывают, всегда условные рефлексы вырабатывают.
– А у взрослых можно выработать условные рефлексы?
– Конечно, можно.
– Надо у мамы такой условный рефлекс выработать:
только я попрошу, она мне сразу конфетку даст, – сказал Тимоша, вставая. –
Пойду, попробую ее подрессировать.
Надеюсь Вам понравились
необычные приключения Мити и Тимоши.
Главные герои нуждаются в Вашей помощи. Помогите им, пополните один из указанных кошельков
web-money для дальнейшего развития проекта.
E170200422086 (Митя)
Z386424629549 (Тимоша)
R441766159714 (Администрация сайта)
СПАСИБО!!!
|